Подготовлена сводка отзывов на опубликованный проект НП-067-15 «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (по результатам независимой экспертизы)

15 июля 2016

15 Управлением специальной безопасности Ростехнадзора по полученным замечаниям на опубликованный проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-15) подготовлена сводка отзывов.

15 Управлением специальной безопасности Ростехнадзора по полученным замечаниям на опубликованный проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-15) подготовлена сводка отзывов.

Совещание по обсуждению сводки отзывов, составленной по замечаниям и предложениям, поступившим на проект федеральных норм и правил «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» НП-067-15, размещенного на официальных сайтах ФБУ «НТЦ ЯРБ» и Ростехнадзора, состоится 26 июля 2016 года по адресу: г. Москва, ул. Таганская, д. 34, стр. 1 в 10-00.

Контактное лицо: И.А. Новак, тел. (495) 645-94-79 доб. 64-03, электронная почта: I.Novak@gosnadzor.ru, D.Bokov@gosnadzor.ru.

№ п/п

№ раздела, пункта, подпункта проекта

Наименование организации (предприятия), физическое лицо, номер письма, дата

Содержание отзыва (предложения)

Заключение разработчика

      1.          

Документ в целом

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Включить в НП-067 перечень сокращений и раздел «Термины и определения»

Отклонено.

В случае небольшого количества терминов рекомендуется давать расшифровку их в тексте документа

      2.          

Документ в целом

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Дополнить проект ФНП разделами «Список сокращений» и «Термины и определения».

Отклонено.

В случае небольшого количества терминов рекомендуется давать расшифровку их в тексте документа

      3.          

Документ в целом

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

В проекте НП-067 отсутствует понятие открытый радионуклидный источник. ОРИ имеют существенные особенности в методах и процедурах учёта и контроля и эти особенности необходимо отразить в проекте документа.

Отклонено.

Понятие РВ, используемое в проекте, включает в том числе ОРИ. В связи с отсутствием особенностей учета РВ в ОРИ по сравнению с общим порядком учета РВ.

      4.          

Документ в целом

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

       В настоящее время в СГУК РВ и РАО для описания объектов учета и контроля применяются следующие термины: «закрытые радионуклидные источники (ЗРИ)», «открытые радионуклидные источники (ОРИ) в виде изделий», «открытые радионуклидные источники (ОРИ) кроме изделий», «изделия из обедненного урана (ИОУ)», «отработавшие ЗРИ», «радиоактивные отходы кроме ОЗРИ». Этот набор терминов сформирован на основании анализа действующих нормативных и правовых актов Российской Федерации, а также международных документов, включая нормы безопасности МАГАТЭ. Данный набор обладает полнотой и непротиворечивостью, т.е. адекватно, однозначно и с необходимой степенью детализации описывает объекты учета и контроля СГУК РВ и РАО.

      Отказ от принятой ранее системы учетных единиц, связанных с практически ориентированной классификацией объектов учета и контроля (ЗРИ, ОРИ, ОРИ в изделиях, ИОУ, ОЗРИ, РАО, кроме ОЗРИ) приведет к потере сведений в СГУК РВ и РАО.

      Предметная область в проекте ФНП описана в самых общих терминах (РВ, РАО) без необходимой в этом случае детализации с учетом специфической для каждого объекта учета и контроля совокупности идентифицирующих параметров и применяемых к ним критериев.

Понятийно объект «ЗРИ» также описывается термином «изделие с РВ» (в соответствии с глоссарием МАГАТЭ: ЗРИ - это «радиоактивное вещество, которое: а) постоянно находится в герметичной капсуле или b) жестко связано и находится в твердом состоянии»), что свидетельствует о неоднозначности термина «изделие с РВ»).

      Термин «РВ» в соответствии с п.5 данного документа предлагается применять и в тех случаях, когда речь идет о ЯМ, если явно не используется понятие «ЯМ», что противоречит системе терминов и определений Федерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Отклонено.

Цель проекта документа - не установить максимально детальную классификацию учетных единиц, а установить требования к учету и контролю РВ и РАО в любых видах (в том числе в любых учетных единицах).

Термин РВ не заменяет ЯМ в документе, но используется в качестве объединяющего для РВ и ЯМ, учитываемых в СГУК РВ и РАО

      5.          

Документ в целом

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

В настоящее время ни в одном документе не регламентированы особенности учёта и контроля такого вида РВ, как облученные конструкционные материалы и изделия (например, ТУКи), которые стали радиоактивными веществами в результате наведённой радиации. Эти РВ требуют отдельного отражения в проекте НП-067.

Отклонено.

В общем виде данные требования прописаны для РВ (учет с момента образования).

Если есть особенности учета таких РВ (по сравнению с общим порядком учета РВ) - просьба дать обоснования наличия таких особенностей и предложения по тексту документа 

      6.          

Документ в целом

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Исключить из НП-067 учёт и контроль загрязненных территорий, поскольку в проекте документа ни слова не сказано про процедуры учёта и контроля загрязнённых территорий кроме перечня обязательных сведений в журнале учета радиационно загрязненных участков территорий, находящихся на промышленных площадках, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения. Этому вопросу необходимо посвятить отдельный нормативный документ.

Отклонено.

В документе предусмотрен учет РАО на радиационно загрязненных участках территорий, а не учет загрязненных территорий.

      7.          

Документ в целом

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Исключить из НП-067 учет и контроль РВ, содержащихся в ОЯТ:

- ОЯТ учитывается в СГУК ЯМ;

- требования сохранности ОЯТ выполняются в  СГУК ЯМ;

- нет технических средств и методик определения содержания РВ в ОЯТ для всех объектов;

- если потратить значительные финансовые средства на разработку и аттестацию расчетных методик, разработку и аттестацию программного обеспечения, то в результате получим данные с низкой достоверностью;

- эффективное решение определения содержания РВ в ОЯТ может быть получено в начальной стадии радиохимической переработки ОЯТ с применением пробоотбора и спектрометрических измерений;

- массы брутто и нетто ОЯТ (при необходимости) могут быть  получены из СГУК ЯМ (при обращении ЯМ эти данные имеются).

Отклонено.

РВ в ОЯТ должны быть учтены в СГУК РВ и РАО (требование в том числе в действующей редакции НП-067-11), на практике расчет РВ в ОЯТ не представляет трудностей (в том числе из-за требования в учете ЯМ об определении изменений количества ЯМ в ОЯТ)

      8.          

3

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Было: 2 абзац: РВ, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности,…

Предложение:

1. Изложить 2-й абзац в редакции:

«…РВ, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше и равна минимально значимой удельной активности…».

2. Исключить во 2-м абзаце фразу «в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду».

3. Добавить в п.3 новый абзац (перечисление):

Настоящие Правила распространяются на деятельность по учету и контролю:

«выбросов радионуклидов в  атмосферу и сбросов радионуклидов в окружающую среду».

4. Предлагается оговорить, что требования по учету радионуклидов в выбросах и сбросах распространяются на организации, получившие соответствующие разрешения в установленном порядке.

Пояснение: Выбросы радионуклидов в атмосферу и сбросы радионуклидов в окружающую среду не являются выбросами (сбросами) радиоактивных веществ.

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается на согласительном совещании обсудить необходимость данных изменений

      9.          

4

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Было: Требования настоящих Правил не распространяются:

на РВ, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.

Предложение: Изложить в редакции п.5 действующих НП-067-11.

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается на согласительном совещании обсудить необходимость данных изменений

   10.          

5

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Исключить перечисление:

«своевременное выявление несанкционированного доступа к РВ и РАО, недостатка (излишка) РВ и РАО (далее - аномалия в учете и контроле РВ и РАО) и нарушений и устранение их причин».

Добавить перечисления:

«обеспечение оперативности, полноты и достоверности учета и контроля;

своевременное выявление нарушений и устранение их причин».

Отклонено.

Эти перечисления уже имеются в пункте 6

   11.          

6

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Исключить перечисление:

«обеспечения сохранности РВ и РАО на всех стадиях обращения с ними (за исключением РВ, содержащихся в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду)».

В последнем абзаце заменить «аномалиях» на «нарушениях».

Отклонено.

Обеспечение сохранности - одна из задач СГУК РВ и РАО (п. 4 Положения об организации СГУК РВ и РАО)

   12.          

9

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Изложить в редакции п.9 действующих НП-067-11, дополнив текстом:

«Учет выбросов радионуклидов в атмосферу и сбросов радионуклидов в окружающую среду включает в себя фиксацию в журналах учета количества и состава выбросов и сбросов радионуклидов суммарно за календарный год и проверку непревышения фактических сбросов и выбросов радионуклидов над установленными для организации квотами».

Отклонено.

Требования к порядку учета выбросов радионуклидов в атмосферу и сбросов радионуклидов в окружающую среду установлены далее в тексте документа

   13.          

10

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Изложить в редакции:

«Особенности учета РВ в отдельных изделиях (ЗРИ, ОРИ в виде изделия, ИОУ):

в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются РВ в отдельных изделиях, в том числе входящие в состав устройств, приборов, установок;

категория ЗРИ должна устанавливаться изготовителем согласно методике категорирования ЗРИ, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам и указываться в паспорте на ЗРИ. Если категория ЗРИ не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать     организация - владелец ЗРИ в паспорте на данный ЗРИ, либо в отдельном документе;

если отдельное изделие, находящееся на учете в организации, содержит ЯМ и масса ЯМ в изделии равна или превышает минимальные количества, указанные в федеральных нормах и правилах, устанавливающих требования к учету и контролю ядерных материалов, то такое изделие подлежит учету в СГУК ЯМ;

количество ЯМ, находящихся в отдельном изделии, должно быть указано изготовителем в паспорте или ином учетном документе на изделие. Если количество ЯМ не было указано изготовителем, то это количество должна устанавливать организация-владелец изделия в паспорте на данное изделие, либо в отдельном документе. Пример методики пересчета активности ядерного материала в его массу приведен в Приложении № 11 к настоящим Правилам».

Отклонено.

Категорирование установлено только для ЗРИ.

   14.          

п. 10, абзац 3

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

изложить в следующей формулировке:

Особенности учета РВ в ЗРИ:

- если ЗРИ, находящийся на учете в организации, содержит ЯМ и масса ЯМ в ЗРИ равна или превышает минимальные количества, указанные в федеральных нормах и правилах, устанавливающих требования к учету и контролю ядерных материалов, то такой ЗРИ подлежит учету  в СГУК РВ и РАО и в СГУК ЯМ;

Отклонено.

В таком случае ЗРИ будет учтен дважды (в двух системах), что следует избегать.

   15.          

11

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Особенности учета РВ и ЯМ в ядерном топливе:

РВ в ядерном топливе подлежат учету в СГУК РВ и РАО по суммарной массе и активности радионуклидов, не подлежащих учету в СГУК ЯМ, с учетом требований нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии.

Пункт исключить

Отклонено.

Необходимо установить особенности учета РВ в ядерном топливе

   16.          

п. 13

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Исключить из ФНП требование о назначении лица, ответственного за хранение РАО. Пункт 13 требует назначения лица, ответственного за хранение РАО. Непонятно, на каком этапе начинается хранение РАО, и лицо начинает отвечать за хранение. Как он отвечает за хранение? Если материально, тогда как определяется объем возмещения в случае утери? Как ответственное лицо может отвечать за хранение РАО на загрязненных участках территорий? И т.д.

Отклонено.

Должны назначаться лица, которые являются ответственными за РВ и за РАО. При обсуждении проекта документа участниками совещания было рекомендовано использовать термин "ответственный за хранение"

   17.          

13

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

В организации должны быть определены (назначены) лица, ответственные за хранение РВ, а также ответственные за хранение РАО.

Пункт исключить

Отклонено.

Должны назначаться лица, которые являются ответственными за РВ и за РАО. При обсуждении проекта документа участниками совещания было рекомендовано использовать термин "ответственный за хранение

   18.          

14

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Было: В организации приказом руководителя организации должна быть создана централизованная служба (назначено подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее – централизованная служба) и определен состав такой службы. Допускается организовывать отдельно централизованные службы по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.

В случае, если в организации имеется не более одного подразделения, обращающегося с РВ и РАО или в случае, если организация обращается только с РВ в составе ЗРИ 3-5 категорий опасности и/или с РАО, не являющимися высокоактивными, допускается приказом руководителя определять лиц, выполняющих соответствующие функции централизованной службы.

Предлагается изложить в редакции:

«В организации должна быть определена структура и состав персонала, занятого учетом и контролем, их функции, ответственность, права и обязанности. В организации должно быть назначено должностное лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО или создана централизованная служба (назначено подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее – централизованная служба).

Централизованную службу рекомендуется создавать, если в организации имеется 3 и более территориально обособленных подразделений, в которых осуществляется обращение с РВ и РАО; 5 и более подразделений, в которых осуществляется обращение с РВ и РАО; осуществляется обращение боле чем со 100 учетными единицами».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается на согласительном совещании обсудить, чем предлагаемые критерии лучше уже установленных в проекте документа критериев

Структура и состав персонала определены в п. 17

   19.          

15

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Основные функции (обязанности) централизованной службы (или лиц, на которых возложены соответствующие функции) должны быть определены в Положении по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее -   Положение).

Изложить в редакции:

«Основные функции (обязанности) централизованной службы (или лиц, на которых возложены соответствующие функции) должны быть определены в Положении (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее – Положение (Инструкция))».

Принято частично.

Записано " ... Положении (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее – Положение )"

   20.          

15, 36, 49, 68, 72

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Заменить слова «измерений» на «процедуры».

В п.15 исключить слова «аномалий».

См. комментарий в п.19.

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании, чем термин "процедуры" лучше термина "аномалии"

   21.          

п.17

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Оставить название, как в НП-067-11: Инструкция по учету и контролю РВ и РАО. Пункт 17 требует разработки «Положения по учету и контролю РВ и РАО в организации». В настоящее время разработаны «Инструкции по учету и контролю РВ и РАО в организации». Содержание этих документов не изменяется, однако изменение названия повлечет за собой изменения в огромном количестве нормативной документации на предприятии - бесполезная трата времени.

Принято частично.

Записано в п.15 " ... Положении (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее – Положение )"

   22.          

17

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Исключить слова «аномалий».

Отклонено.

Нет обоснования для исключения

   23.          

п. 24

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

В пункте 24 фразу «истечения назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ, изделия с РВ, прибора или установки со встроенным ЗРИ» изложить в редакции: «истечения назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ, изделия с РВ, прибора или установки со встроенным ЗРИ при переводе их в РАО с одновременной постановкой на учет как РАО»

Принято.

   24.          

24

3 абзац

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

…истечения назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ, изделия с РВ, прибора или установки со встроенным ЗРИ;…

Изложить в редакции:

«…истечения назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ».

Пояснение: В проекте ФНП отсутствует определение понятия (термин) «встроенный ЗРИ».

Во многих случаях снимать ЗРИ с незавершенным НСС с учета при завершении НСС для прибора нет оснований.

Срок службы встроенного ЗРИ не должен быть привязан к сроку службы прибора (установки).

Принято

   25.          

п. 30

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Пункт 30 изложить в следующей формулировке:

Должно быть обеспечено не менее двух СКД на пути доступа к РВ и РАО для ЗРИ 1-3 категорий и высокоактивных РАО и не менее одного СКД на пути доступа к РВ и РАО для ЗРИ 4, 5 категорий и РАО, не относящихся к высокоактивным. Пломбы должны устанавливаться на контейнеры, сейфы и другое оборудование, где имеется в наличии РВ и РАО, а так же в местах доступа к этому оборудованию с учетом технической возможности установки пломб.

Отклонено.

Для ЗРИ, находящихся в работе в  течении рабочего времени контроль может быть установлен административными мерами.

   26.          

33

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

В организации должны вестись журнал учета пломб и журнал установки и снятия пломб. Если в организации обращение с РВ и РАО осуществляют более двух подразделений, то журналы установки и снятия пломб, журналы учета пломб ведутся в каждом подразделении.

Изложить в редакции, оставив только первое предложение:

«В организации должны вестись журнал учета пломб и журнал установки и снятия пломб».

Заменить слово «вестись» на литературный синоним.

Принято

   27.          

35

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Измерения учетных характеристик РВ и РАО в организации должны проводиться в целях установления (учетные измерения) или подтверждения (подтверждающие измерения) учетных данных.

Изложить в редакции:

«Измерения учетных характеристик РВ и РАО в организации должны проводиться в целях установления (учетные измерения) учетных данных».

См. комментарий в п.19.

Принято частично.

Убрано слово "учетных" в "учетных характеристиках"

   28.          

37

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Изложить в редакции:

«Для ЗРИ при выполнении подтверждающих измерений устанавливается факт наличия соответствующего вида ионизирующего излучения в определенном диапазоне параметров.

Для ЗРИ, встроенного в прибор, установку, фиксируется факт выполнения определенного инструкцией по эксплуатации технологического процесса, подтверждающего наличие встроенного ЗРИ.

Для РВ (кроме ЗРИ и РВ в ОЯТ), РАО подтверждаются (допускается выборочно) характеристики (масса/объем, удельная активность альфа, бета – излучающих нуклидов для твердых и жидких РВ и РАО, объемная активность для газообразных РВ и РАО, радионуклидный состав)».

Далее по тексту.

Пояснение: Если авторы настаивают на применении термина «подтверждающие измерения», то его содержание должно быть полностью раскрыто в п.37 и должно согласовываться с термином «учетные измерения».

Принято частично.

Записано как

" Для ЗРИ при выполнении подтверждающих измерений устанавливается факт наличия соответствующего вида ионизирующего излучения и/или соответствие гамма-линий радионуклиду (радионуклидам) в составе ЗРИ (для ЗРИ, встроенного в прибор или установку вместо этого может устанавливается факт выполнения определенного инструкцией по эксплуатации технологического процесса, подтверждающего наличие встроенного ЗРИ).

Для РВ (кроме ЗРИ и РВ в ядерном топливе), РАО подтверждаются (допускается выборочно) характеристики (масса/объем, удельная активность альфа, бета – излучающих нуклидов для твердых и жидких РВ и РАО, объемная активность для газообразных РВ и РАО, радионуклидный состав, в том числе факт наличия соответствующего вида ионизирующего излучения и/или соответствие гамма-линий радионуклиду (радионуклидам) в РВ)."

   29.          

37

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Предлагается по всему тексту заменить термин «подтверждающие измерения» на «подтверждающие процедуры».

В 1-м абзаце п.37 заменить «измерений» на «процедур».

Пояснение: Содержание процедуры «подтверждающие измерения» раскрыто в п.37. Как следует из п. 37, это не измерения. Действительно, из всего п.37, содержание только одного абзаца 3 можно частично классифицировать как измерения. Остальные описанные в пункте процедуры под понятие «измерения» не подпадают. Например, для них нельзя выполнить требования п.39.

Если авторы настаивают на применении термина «подтверждающие измерения», то его содержание должно быть полностью раскрыто в п.37 и должно согласовываться с термином «учетные измерения».

Принято.

Понятие "подтверждающие измерения" определено в п. 35

   30.          

38

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

…перечень используемых в целях учета и контроля РВ и РАО методик измерений и расчетных методов;…

Изложить в редакции:

«…перечень используемых в целях учета и контроля РВ и РАО методик измерений, подтверждающих процедур и расчетных методов».

См. комментарий в п.19.

Принято частично.

Пункт переработан

   31.          

39

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

…должны содержать значение или порядок оценки погрешности результатов измерений по методике.

Предлагается заменить «порядок» на «алгоритм» или «расчетные формулы для».

Пояснение: Порядок - это последовательность операций.

Отклонено.

Порядок - более понятный термин

   32.          

47

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Передача РВ, содержащегося в ядерном топливе, в виде учетных единиц, осуществляется в системе УК ЯМ по процедурам передачи ЯМ между организациями, в соответствии с требованиями в области учета и контроля ЯМ с оформлением приходно-расходных документов по учету РВ и записью в учетных документах.

Исключить пункт.

Пояснение: Не является предметом рассмотрения настоящих ФНП.

Отклонено.

Данный пункт устанавливает особенности учета РВ при передаче ядерного топлива

   33.          

п. 55

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Пункт 55 изложить в следующей формулировке:

Если результаты согласуются (расхождение данных отправителя и получателя находятся в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя), то ЯМ должны быть поставлены на учет получателем по данным отправителя.

Формулировка соответствует НП-030-12, прошла многолетнюю апробацию и не имеет смысла ее перефразировать, тем более добавлять сомнительные фразы.

Принято частично (ЯМ заменено на РВ и РАО, вероятность установлена как 0,95 в соответствии с предложениями ГК Росатом)

   34.          

55

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

…с доверительной вероятностью 0,99 для двусторонних доверительных интервалов

Заменить число «0,99» на «0,95».

Принято

   35.          

п. 56

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Пункт 56 изложить в следующей формулировке:

При обнаружении статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя, а также несоответствия фактических данных данным сопроводительных документов получатель должен проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и действовать с учетом требований раздела IX настоящих Правил.

Отправитель и получатель совместно должны принять меры по выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных данных по РВ и РАО, содержащихся в УЕ, по которой были обнаружены несоответствия, эти РВ и РАО должны состоять на учете у отправителя. Ответственность за сохранность таких РВ и РАО несет получатель.

В случае принятия решения о необходимости проведения арбитражных измерений они должны быть выполнены независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Принято

   36.          

60

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Внеплановая инвентаризация должна проводиться в случае:

изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации;

полного прекращения работ с РВ и РАО;

установления факта аномалии, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ и РАО;

после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

в иных случаях по решению руководителя организации, Госкорпорации «Росатом», Ростехнадзора в пределах их компетенции.

Изложить в редакции:

«Внеплановая инвентаризация должна проводиться в случае:

изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации;

полного прекращения работ с РВ и РАО;

установления факта утери, хищения, обнаружения не учтенного или утерянного ранее, недостачи или излишка, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ, РАО;

после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

в иных случаях по решению руководителя организации, Госкорпорации «Росатом», Ростехнадзора в пределах их полномочий».

Отклонено.

Нет разницы в существующем и предлагаемом вариантах

   37.          

71

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Основными целями расследования и учета аномалий и нарушений в УК РВ и РАО является их устранение, установление причин обнаруженных аномалий и нарушений и разработка мер для их предотвращения в дальнейшем.

Нарушениями в учете и контроле РВ и РАО являются:

незаконное перемещение РВ и РАО;

нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО;

ошибки в учетных или отчетных документах;

повреждения СКД;

несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы учетным данным;

другие нарушения требований к учету и контролю РВ и РАО, установленные законодательством Российской Федерации.

Изложить в редакции:

«Основными целями расследования и учета нарушений в учете и контроле РВ и РАО является их устранение, установление причин обнаруженных нарушений и разработка мер для их предотвращения в дальнейшем.

Нарушениями в учете и контроле РВ и РАО являются:

недостача или излишек РВ, РАО;

нарушения порядка использования РВ, перемещения, приема-передачи РВ и РАО;

ошибки в учетных или отчетных документах;

нарушение порядка применения средств контроля доступа к РВ, РАО;

несоответствие учетных данных по учетной единице РВ или РАО фактическим параметрам, в том числе: несоответствие серийного номера или типа (модели) ЗРИ, изделия или упаковки с РВ и РАО, несоответствие вида РВ или РАО; несоответствие категории ЗРИ или РАО и т.д.;

другие нарушения требований к учету и контролю РВ и РАО, установленные законодательством Российской Федерации».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   38.          

73

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО, нарушение порядка использования и передачи РВ и РАО включает в себя:

перемещение или использование РВ и РАО без наличия разрешения на такое перемещение (использование);

передача РВ и РАО организациям (в том числе для проведения работ), не имеющим лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО или отсутствие документального оформления передачи;

нарушение процедур, порядка использования и передачи РВ и РАО, (включая требования, установленные в организационно-распорядительных документах организации, инструкциях по применению источников и изделий, содержащих РВ и РАО), не приведших к аномалиям.

Изложить в редакции:

«Нарушения порядка использования РВ, перемещения, приема-передачи РВ и РАО включают в себя:

перемещение или использование объектов учета и контроля без наличия разрешения на такие действия от уполномоченного лица организации;

передача РВ и РАО организациям (в том числе для проведения работ), не имеющим лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО или отсутствие документального оформления приема-передачи;

нарушение процедур, порядка использования и приема-передачи РВ и РАО, (включая требования, установленные в организационно-распорядительных документах организации, инструкциях по применению источников и изделий, содержащих РВ и РАО), не приведших к недостаче (излишкам) учетных единиц РВ и РАО».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   39.          

74

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

…несоответствие данных в разных формах учетных документов или в разных формах отчетных документов;

Изложить в редакции:

«расхождение данных в разных учетных документах или в разных отчетных документах».

Принято

   40.          

75

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Повреждения СКД включают в себя:

повреждение, разрушение пломбы, установленной на объекте контроля;

несоответствие номера пломбы, либо типа пломбы, либо объекта пломбировки документально зарегистрированным данным;

несоответствие способа установки пломбы инструкции (документации) по ее установке;

несоответствующая по типу либо несанкционированная в организации к применению пломба;…

Изложить в редакции:

«Нарушения порядка применения средств контроля доступа к РВ, РАО включают в себя:

повреждение, разрушение пломбы, установленной на объекте контроля;

несоответствие номера пломбы, либо типа пломбы, либо объекта пломбирования документально зарегистрированным данным;

несоответствие способа установки пломбы инструкции (документации) по ее установке;

применение несоответствующей по типу либо несанкционированной в организации пломбы».

Далее по тексту.

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   41.          

76

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Предлагается исключить

Пояснение: Избыточное требование

Отклонено.

Следует пояснить в тексте понятие " Несоответствие атрибутивных признаков "

   42.          

77

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

При выявлении аномалий или нарушения в учете и контроле РВ и РАО лицо, обнаружившее аномалию или нарушение, должно немедленно доложить об аномалии и нарушении непосредственному руководителю, а также в централизованную службу по учету и контролю РВ и РАО.

Изложить в редакции:

«При выявлении нарушения в учете и контроле РВ и РАО лицо, обнаружившее нарушение, должно немедленно доложить непосредственному руководителю, а также в централизованную службу по учету и контролю РВ и РАО».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   43.          

78, 79

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Исключить из текста слова «аномалии или».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   44.          

80

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

При учете и документировании информации об аномалиях или нарушениях в учете и контроле РВ и РАО, при передаче информации об аномалиях необходимо указывать следующие сведения:

дату и время обнаружения аномалии или нарушения;

подразделение организации, в котором обнаружена аномалия или нарушение;

описание аномалии или нарушения;

описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить аномалию или нарушение;

причины аномалии или нарушения;

количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО, с которыми связана аномалия или нарушение;

принятые меры и план последующих действий по предупреждению подобных аномалий или нарушений.

Изложить в редакции:

«При документировании информации о нарушениях в учете и контроле РВ и РАО необходимо указывать следующие сведения:

дату и время обнаружения нарушения;

подразделение организации, в котором обнаружено нарушение;

описание нарушения;

описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить нарушение;

причины нарушения;

количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО, с которыми связано нарушение;

принятые меры и план последующих действий по предупреждению подобных нарушений».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   45.          

81

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

При передачах РВ и РАО в случае выявления организацией-получателем аномалии в учете и контроле РВ и РАО организацией-получателем совместно…

Изложить в редакции:

«При передаче РВ и РАО в случае выявления организацией-получателем недостачи (излишка) РВ, РАО организацией-получателем совместно…».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   46.          

82

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

В случае выявления аномалии в учете и контроле РВ и РАО

(за исключением передач РВ и РАО) организация…

Изложить в редакции:

«В случае выявления недостачи (излишка) РВ, РАО (за исключением операций по передаче РВ и РАО) организация…».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   47.          

86

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

При обнаружении аномалий, недостатков или нарушений, разрабатываются мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных недостатков и нарушений и их причин.

Изложить в редакции:

«При обнаружении недостатков или нарушений, разрабатываются мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных недостатков и нарушений, а также их причин».

Отклонено до согласительного совещания.

Предлагается обсудить на согласительном совещании

   48.          

п. 88

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

после абзаца: «информацию о транспортном упаковочном контейнере (при наличии)» добавить абзац: «рекомендации по обращению с изделием после истечения назначенного срока службы».

Отклонено.

Вопросы обращения не относятся к учету и контролю РВ и РАО

   49.          

88, 24

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Отредактировать п.24, 88 в соответствии с ГОСТ Р-53480-2009 на предмет правомерности использования термина «назначенный срок службы».

Пункт 88 изложить в редакции:

«Организация, изготавливающая ЗРИ (комплект ЗРИ) или ОРИ в виде изделий должны обеспечивать изготовленные изделия паспортом. В паспорт включается следующая информация (без ограничения):

номер паспорта;

вид радионуклидного источника (ЗРИ или ОРИ в виде изделия),

тип (наименование) радионуклидного источника;

индивидуальный номер изделия;

дата изготовления (выпуска);

наименование и код ОКПО изготовителя;

радионуклид (радионуклиды) и значения активности радионуклидов с погрешностями на дату изготовления в беккерелях (в случае, если значение активности радионуклида измерялось не на дату его изготовления (выпуска), указывается расчетная активность на дату изготовления (выпуска) или дата, на которую определена активность);

агрегатное состояние РВ в изделии;

значения удельной активности, объема, массы, плотности, насыпной плотности РВ (при необходимости) и их погрешностей;

назначенный срок службы;

информация о категории радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности (для ЗРИ);

масса ЯМ (при наличии) в граммах с погрешностью;

количество изделий в комплекте поставки в штуках (для партий однотипных изделий);

сведения о транспортном упаковочном контейнере (при наличии).

Присвоение индивидуальных номеров необходимо выполнять с учетом требования по обеспечению однозначной идентификации учетных единиц.

Должно быть обеспечено нанесение индивидуального номера (маркировка) на ЗРИ или ОРИ в виде изделия, прибор, упаковку с ЗРИ (с учетом возможностей  по нанесению маркировки на ЗРИ или ОРИ в виде изделия, исходя из их размеров и формы). Для ЗРИ, ОРИ в виде изделий, не имеющих индивидуальных номеров и встроенных в приборы, установки, допускается не наносить маркировку (при обеспечении наличия маркировки с соответствующим серийным или эксплуатационным номером прибора, установки, в составе которых они находятся)».

Пояснение: 1) Отсутствует однозначное соответствие в использовании терминов «назначенный срок службы» и «назначенный срок эксплуатации» (1). В п.5 (сноска 2), п.17 эти термины применяются раздельно соответственно к «ЗРИ» и «изделиям с РВ», в п.5 (сноска 2) текст «назначенного срока службы, эксплуатации» применяется в отношении к ЗРИ», в п.24 без разделения -  к «ЗРИ», «изделиям с РВ» и «прибору или установке со встроенными ЗРИ», в п. 88  в отношении «ЗРИ» и «изделий с РВ» - только «назначенный срок службы». См. пояснения к п.16.

2) Термин «тип ЗРИ» определен в гостах, и его  можно применять к прочим изделиям с РВ только в указанном контексте ГОСТ 25504-82: Тип ЗРИ ионизирующего излучения - разновидность ЗРИ ионизирующего излучения, обладающих определенной, только им присущей совокупностью конструктивных признаков и радиационно-физических характеристик. Также см. ГОСТ Р 52241-2004 (ИСО 2919:1999)).

3) Требование о присвоении индивидуальных номеров либо исключить из текста, либо описать (в приложении) правила присвоения номеров, обеспечивающие их уникальность (однозначная идентификация учетных единиц).

Отклонено.

Текст пункта уже содержит "назначенный срок службы" и "тип радионуклидного источника"

   50.          

п. 90

НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Карпенко А.Я. (по электронной почте, 05.06.2016)

Пункт 90 изложить, как в НП-067-11:

«Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:

по РВ:

в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию;

постоянно для РВ, находящихся в организации;

по РАО и ОЯТ:

в течение 10 лет после передачи РАО или ОЯТ в другую организацию или снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;

постоянно для РАО и ОЯТ, находящихся в организации;

по сбросам и выбросам радионуклидов:

в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;

постоянно в случае превышения допустимых значений».

Принято частично.

Записано "Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:

•           По РВ:

бессрочно для РВ находящихся в организации;

в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию, за исключением РВ в ядерном топливе (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с РВ),

в течение всего срока хранения ядерного топлива после передачи РВ в ядерном топливе на хранение и/или переработку в другую организацию (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с такими РВ);

•           По РАО:

бессрочно для РАО, находящихся в организации;

в течение всего срока хранения после передачи РАО на хранение в другую организацию;

в течение 10 лет после снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;

бессрочно для РАО, переданных на захоронение (кроме учетных документов, передаваемых вместе с РАО).

•           По сбросам и выбросам радионуклидов:

в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;

бессрочно в случае превышения допустимых значений"

   51.          

90

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Изложить в редакции:

«Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:

·      по РВ, включая ЗРИ:

бессрочно для РВ, находящихся в организации;

в течение 10 лет после перевода РВ, ЗРИ в другую категорию или передачи их в другую организацию
(кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с РВ);

·      по РАО и РВ в ОЯТ:

бессрочно для РАО и ОЯТ, находящихся в организации;

в течение всего срока хранения после передачи РАО или ОЯТ на хранение в другую организацию;

в течение 10 лет после снятия РАО, ОЯТ с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов».

Далее по тексту.

Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:

•           По РВ:

бессрочно для РВ находящихся в организации;

в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию, за исключением РВ в ядерном топливе (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с РВ),

в течение всего срока хранения ядерного топлива после передачи РВ в ядерном топливе на хранение и/или переработку в другую организацию (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с такими РВ);

•           По РАО:

бессрочно для РАО, находящихся в организации;

в течение всего срока хранения после передачи РАО на хранение в другую организацию;

в течение 10 лет после снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;

бессрочно для РАО, переданных на захоронение (кроме учетных документов, передаваемых вместе с РАО).

•           По сбросам и выбросам радионуклидов:

в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;

бессрочно в случае превышения допустимых значений

   52.          

Прило-жение 1

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Заменить (дополнить) таблицу, заимствованную из Приложения 4 к НРБ-99-2009 с использованием, например, таблицы по уровням изъятия (Бк/г)/(Бк) из публикации «Серия норм МАГАТЭ по безопасности, № GSR Part 3 (Interim)».

Пояснение: Устаревшая таблица из НРБ-99-2009 не содержит значения МЗА-МЗУА, например, для широко применяемых на практике радионуклидов Ge-68, Ga-68, W-188, а также для обедненного урана.

Принято.

Предлагается обсудить конкретный перечень радионуклидов, добавляемых в таблицу, на согласительном совещании

   53.          

Прило-жение 3, 6

ГК Росатом (№1-1.4/24468 от 24.06.2016)

Добавить атрибут «Дата категорирования ЗРИ».

Пояснение: В методике предусмотрена возможность «повторного категорирования» на дату категорирования.

В проекте ФНП нет указаний на то, какую активность при этом надо указывать: в отчетных документах, паспортную или пересчитанную на дату категорирования.

Принято.

Текста приложения переработан