ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ

НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И

ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА

 

А.А. Строганов, А.В. Курындин, А.Ю. Аникин (ФБУ «НТЦ ЯРБ»)

 

В настоящее время радиоактивные материалы достаточно широко используются во всем мире в различных аспектах человеческой деятельности – энергетике, медицине, сельском хозяйстве, промышленности и т.д. Поэтому в мире ежегодно осуществляется транспортирование миллионов упаковок с радиоактивными материалами [1], в том числе с отработавшим ядерным топливом.

В связи с большими объемами перевозок и потенциальной опасностью радиоактивных материалов более 50 лет назад мировое сообщество признало необходимость создания общих унифицированных требований по обеспечению безопасности при транспортировании радиоактивных материалов [1]. В итоге такие требования были сформулированы в разработанных МАГАТЭ стандартах. С тех пор данные стандарты многократно пересматривались с учетом накопленного опыта и текущих достижений науки и техники.

Использование разработанных МАГАТЭ стандартов в качестве основы при создании национальных норм по транспортированию радиоактивных материалов позволило в существенной степени гармонизировать требования разных стран к обеспечению безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.

При разработке основного нормативного документа, регламентирующего безопасность транспортирования радиоактивных материалов в Российской Федерации НП‑053‑04 [2], был применен тот же подход. В качестве основы при разработке [2] был использован документ МАГАТЭ TS‑R‑1 [3].

Однако следует отметить, что с 2000 г. [3] переиздавался трижды: 4 августа 2004 г., 16 сентября 2005 г. и 5 мая 2009 г. В августе 2009 г. была начата работа по очередному пересмотру этого документа, которая в соответствии с графиком будет окончена в 2012 г. В связи с тем, что при разработке новых норм безопасности МАГАТЭ используется не революционный, а эволюционный подход, при котором новый документ представляет собой откорректированную версию предыдущего, основные принципы и требования по обеспечению безопасности в целом сохраняются неизменными. Тем не менее, за десять лет, прошедших с выпуска [3], нормы безопасности могли существенным образом измениться.

В настоящей статье приведены результаты анализа соответствия российской и международной нормативной базы по регулированию безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, включая отработавшее ядерное топливо, проведенного в рамках поисковой научно-исследовательской работы, направленной на реализацию Федеральной целевой программы [4].

В настоящее время работы над проектом новой редакции TS‑R‑1 [5] (далее – TS-R-1) завершены, а сам проект утвержден Комитетом МАГАТЭ по нормам ядерной безопасности (NUSSC), Комитетом по нормам безопасной перевозки радиоактивных материалов (TRANSSC), Комитетом по нормам радиационной безопасности (RASSC) и Комитетом по нормам безопасности радиоактивных отходов (WASSC). В связи с этим рассмотрены отличия НП‑053‑04 от проекта новой редакции TS‑R‑1. Ввиду того, что отличий НП‑053‑04 от TS‑R‑1 достаточно много, далее будут указаны некоторые наиболее существенные из них.

Одно из нововведений TS‑R‑1 – расширение списка радиоактивных материалов, на которые не распространяются его требования. В частности, в отличие от НП‑053‑04, требования TS‑R‑1 не распространяются на транспортирование нерадиоактивных объектов с поверхностным загрязнением, не превышающим 0,4 Бк/см2 для β-источников и 0,04 Бк/см2 – для α-источников, а также на транспортирование людей с целью лечения, если в их организм преднамеренно или в результате аварии попали радиоактивные материалы.

Также в TS‑R‑1, в отличие от предыдущих редакций, и, соответственно, от НП‑053‑04, предусмотрено отнесение упаковок, содержащих менее 0,1 кг гекса-фторида урана, не относящегося к делящимся материалам, с активностью менее установленного в TS‑R‑1 предела, к освобожденным упаковкам. Предполагается, что таким освобожденным упаковкам будет присвоен новый номер ООН.

Наиболее значительно в TS‑R‑1 изменились положения, касающиеся делящихся материалов. Изменилось даже определение термина «делящийся материал»: теперь делящимся материалом не считается материал, содержащий менее 0,25 г делящихся нуклидов. Более того, существенно изменились критерии, при удовлетворении которых делящийся материал и/или упаковки, его содержащие, освобождаются от требований TS‑R‑1 к делящимся материалам и упаковкам с делящимися материалами.

В отличие от НП‑053‑04 и предыдущих редакций в TS‑R‑1 установлено, что для обеспечения соответствия требованиям стандарта необходима не разработка программы обеспечения качества, а внедрение системы административного управления, основанной на международных и национальных стандартах.

Значительным образом отличаются функции и обязанности компетентного органа, указанные в НП‑053‑04 и TS‑R‑1. Так, согласно НП‑053‑04, компетентный орган отвечает за выдачу сертификатов-разрешений на упаковки с радиоактивными материалами, а в соответствии с TS‑R‑1 компетентный орган несет ответственность за обеспечение соблюдения требований TS‑R‑1. Согласно TS‑R‑1, соответствующий компетентный орган должен принимать меры по проведению периодических оценок доз облучения, получаемых в связи с перевозкой радиоактивных материалов, обеспечивать соответствие системы защиты и безопасности Основным нормам безопасности [6]. То есть, обязанности компетентного органа, указанные в TS‑R‑1, существенно шире приведенных в НП‑053‑04. Также отличаются приведенные в TS‑R‑1 и НП‑053‑04  перечни радиоактивных материалов, конструкций упаковок и видов деятельности, на которые требуется получение разрешения компетентного органа. Согласно TS‑R‑1, чтобы освободить делящийся материал от требований к делящимся материалам, требуется многостороннее утверждение и получение соответствующего сертификата компетентного органа.

Следует отметить, что перечислить и, тем более, описать все имеющиеся отличия TS‑R‑1 от НП‑053‑04, в рамках одной статьи не представляется возможным. Однако даже немногие отмеченные выше отличия наглядно демонстрируют существенное расхождение данных документов.

Таким образом, после утверждения TS‑R‑1 необходимо пересмотреть документ НП‑053‑04 с целью обеспечения его соответствия международным нормам.

 

Литература

 

1.    International Conference on the Safety of Transport of Radioactive Material (2003: Vienna, Austria) Safety of transport of radioactive material : proceedings of an International Conference on the Safety of Transport of Radioactive Material / organized by the International Atomic Energy Agency, co-sponsored by the International Civil Aviation Organization … [et al.], and held in Vienna, 7–11 July 2003. p.; 24 cm. – (Proceedings series, ISSN 0074–1884).

2.    Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. НП‑053-04. – М.: НТЦ ЯРБ, 2004.

3.    Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов: Требования безопасности, TS-R-1 // Нормы безопасности МАГАТЭ. – Вена, МАГАТЭ, 2000.

4.    Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 568 (ред. от 23.12.2010) «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы».

5.    Regulations for the Safe Transport of Radioactive Material 20XX Edition, DS 437 Draft Safety Requirement (draft 2.43), TS‑R‑1 20XX, approved by Coordination Committee in May 2011, approved by TRANSSC 22, RASSC 30/WASSC 31 in June 2011 and NUSSC.

6.    Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения. Вена, МАГАТЭ, 1997.