Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»

 

25 августа 2016

Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»

Повестка

  1. О результатах выполнения первого этапа научно-исследовательской работы «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий».
  2. О результатах выполнения второго этапа научно-исследовательской работы «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов, ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов».

По первому вопросу

Заслушав сообщение начальника ОРБ В.В. Бочкарева о работах, выполненных на 1-ом этапе НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий», а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает

В рамках НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий» должна быть выполнена разработка трех руководств по безопасности, содержащих рекомендации:

  • ­по учету изменений условий эксплуатации оборудования, систем и элементов остановленного объекта использования атомной энергии (далее – ОИАЭ) при определении возможности сокращения объема технического обслуживания и внесению соответствующих изменений в эксплуатационную документацию объекта использования атомной энергии (рекомендации по выполнению требований п. 11 НП-091-14, п. 8.4 НП-016-05, п. 5.8 НП-001-15);
  • по оценке достаточности проведенных исследований и полученных исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение» (рекомендации по выполнению требований п. 34 НП-055-14);
  • по переводу пунктов хранения особых РАО в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения РАО (рекомендации по выполнению требований п. 61, 62 НП-058-14).

Целью 1-го этапа НИР являлся анализ положений международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, а также анализ отечественного и зарубежного опыта, для последующей разработки вышеназванных руководств по безопасности.

В ходе работы по первому направлению проанализированы положения вышеуказанных документов, касающиеся поддержания необходимого уровня технического состояния оборудования, прогноза состояния систем (элементов), конструкций и сооружений ОИАЭ на момент его останова для вывода из эксплуатации, предпосылок для возможности снижения объема технического обслуживания, а также отечественный и зарубежный опыт в отношении указанных вопросов. Рассмотрены вопросы разделения систем (элементов), конструкций и сооружений ОИАЭ на группы в зависимости от их использования на различных этапах подготовки к выводу и вывода из эксплуатации, определения необходимого объема технического обслуживания для каждой из групп. Также разработаны предложения по основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по учету изменений условий эксплуатации оборудования, систем и элементов остановленного ОИАЭ при определении возможности сокращения объема технического обслуживания и внесению соответствующих изменений в эксплуатационную документацию ОИАЭ, в том числе, в отношении:

  • проведения радиационного и инженерного обследования систем (элементов), снижение объема технического обслуживания которых планируется;
  • группирования указанных систем (элементов) по характеру их использования при подготовке к выводу и выводу из эксплуатации ОИАЭ;
  • изменения пределов и условий безопасной эксплуатации;
  • изменения режима доступа в здания и помещения, где расположены указанные системы (элементы) (при необходимости);
  • изменения перечней исходных событий аварий (анализ безопасности).

По второму направлению проанализированы положения международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, касающиеся выбора вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ, обоснования выбранного варианта вывода из эксплуатации, особенностей обоснования вывода из эксплуатации по варианту «захоронение». Также проанализирован отечественный и зарубежный опыт по принятию решений в условиях неопределенности, оптимального решения многокритериальных задач по выбору одной из ряда альтернатив в отношении вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ, влиянию неопределенностей на обоснование безопасности вывода из эксплуатации ОИАЭ по варианту «захоронение». Рассмотрены неопределенности различных типов, в том числе, неопределенности исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение».

Изучен опыт проведения исследований в отношении отечественных ОИАЭ, подлежащих, в соответствии с принятыми концепциями, выводу из эксплуатации по варианту «захоронение» (промышленных уран-графитовых реакторов), определены основные направления исследований.

Также разработаны предложения по основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по оценке достаточности проведенных исследований и полученных исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение», в том числе, в отношении: ­

  • обоснования набора факторов, существенных с точки зрения обеспечения долговременной безопасности ОИАЭ, выводимого по варианту «захоронение»;
  • учета принятого набора факторов в проводимых исследованиях; учета неопределенностей исходных данных, их влияния на качество количественных оценок долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение»;
  • алгоритмов оценки достаточности проведенных исследований для адекватного выявления и учета наиболее значимых параметров, влияющих на обоснование долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение».

По третьему направлению проанализированы положения международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, касающиеся критериев, принципов и требований безопасности для пунктов хранения накопленных РАО, учета особенностей обеспечения и обоснования безопасности пунктов хранения накопленных РАО при их эксплуатации и реконструкции в целях перевода в другой статус. Исследован зарубежный и отечественный опыт проведения исследований и выполненных или планируемых работ по приведению пунктов хранения накопленных РАО в безопасное состояние.

Проанализированы положения указанных документов и соответствующий опыт проведения работ в отношении порядка планирования, организации и особенностей обеспечения и обоснования безопасности при выполнении работ по реконструкции пунктов хранения накопленных РАО различных типов/категорий (поверхностные промышленные водоемы-хранилища жидких РАО и хвостохранилища, емкости-резервуары для хранения жидких РАО, пункты размещения твердых РАО, включая выводимые из эксплуатации промышленные уран-графитовые реакторы, объекты мирных ядерных взрывов) в целях их перевода в пункты консервации особых РАО или пункты захоронения РАО.

Также разработаны предложения по структуре и основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по переводу пунктов хранения особых РАО в пункты консервации особых РАО и пункты захоронения РАО, в том числе в отношении: ­

  • планирования перевода пунктов хранения особых РАО различных типов в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • подготовительных мероприятий организационного и технического характера, выполняемых в целях перевода пунктов хранения особых РАО различных типов в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО; ­
  • проведения комплексного инженерного и радиационного обследования пунктов хранения особых РАО различных типов в целях разработки мероприятий по переводу в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • разработки программы и проекта реконструкции пунктов хранения особых РАО различных типов в целях перевода в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО, а также рекомендации по подготовке отчета по обоснованию безопасности при переводе в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • безопасного выполнения работ по переводу пунктов хранения особых РАО различных типов в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • проведения радиационного контроля и мониторинга системы размещения/захоронения РАО пунктов хранения особых РАО различных типов при их переводе и после перевода в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО.

НТС по первому вопросу решает

  1. Принять к сведению информацию, представленную в сообщении.
  2. Одобрить работы, выполненные на 1-ом этапе НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий».
  3. Признать, что результаты выполненных исследований, представленные в отчете на выполнение НИР, соответствуют требованиям технического задания на выполнение НИР.

По второму вопросу

Заслушав сообщение заместителя начальника ОБПТЦ М.А. Непейпиво о работах, выполненных на 2-ом этапе НИР «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов», а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает

В рамках 1-го этапа НИР была проведена оценка предельно допустимого количества (объема), радионуклидного состава, удельной и общей активности РАО в хранилище комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», в ходе которой были проведены сбор и анализ исходных данных для проведения прогнозного расчета долговременной безопасности хранилища РАО комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», оценка долговременной безопасности хранилища РАО, включающая разработку и обоснование сценариев, концептуальных и математических моделей, проведение расчетов на основе разработанных моделей, оценка предельно допустимого количества (объема), радионуклидного состава, удельной и общей активности РАО в хранилище комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк» для безопасного размещения РАО на долговременное хранение или захоронение в соответствии с системой инженерных и природных барьеров безопасности, предусмотренных проектом.

Анализ результатов, полученных на первом этапе НИР, показал необходимость их уточнения с учетом более детальных характеристик площадки размещения хранилища комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк». Данные расчеты были выполнены в рамках 2-го этапа НИР и использованы при проведении анализа с целью выявлении и систематизации недостатков нормативной правовой базы в области классификации РАО по способу захоронения.

Целью 2-го этапа НИР являлся анализ международных, национальных и отечественных подходов к нормативно-правовому обеспечению безопасности объектов ядерного наследия и обеспечению и обоснованию безопасности при реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (далее – Программа), в том числе в части классификации РАО по способу захоронения, с целью выявлении и систематизации недостатков нормативной правовой основы обеспечения безопасности при реализации мероприятий Программы, выполненный с учетом результатов проведенных экспертиз и оценок безопасности пунктов хранения и захоронения РАО и деятельности по захоронению РАО, включая уточненные результаты исследований, проведенных на первом этапе НИР в отношении комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», и особенностей работ по ликвидации объектов ядерного наследия в целях разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области использования атомной энергии, включая внесение изменений в классификацию РАО по способу захоронения.

Анализ нормативной базы проводился по критериям достаточности, полноты, конкретности, системности, определенности, последовательности, непротиворечивости нормативных требований для обеспечения и оценки безопасности объектов ядерного наследия и (или) видов деятельности с учетом современного уровня развития науки, техники и производства.

В ходе настоящего этапа НИР был проведен анализ требований законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды, включая федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, положений международных конвенций, соглашений и рекомендаций международных организаций, национальных законодательств и нормативных документов зарубежных стран в области классификации удаляемых РАО по способу захоронения, в целях выявления и систематизации недостатков нормативной правовой базы в области классификации РАО по способу захоронения, выполненный с учетом результатов проведенных экспертиз и оценок безопасности пунктов хранения и захоронения РАО и деятельности по захоронению РАО в целях разработки предложений по уточнению классификации удаляемых РАО.

В рамках настоящей НИР был также проведен анализ перечня мероприятий, предусмотренных Программой, в части обеспечения и обоснования безопасности объектов ядерного наследия и (или) видов деятельности, выявлены основные мероприятия, в том числе по захоронению РАО, в отношении которых существуют риски, связанные с необходимостью одновременного решения технических вопросов и вопросов нормативно-правового регулирования, по которым отсутствует опыт их проведения в связи с уникальностью объектов ядерного наследия, в связи с чем существуют связанные с этим риски задержки реализации мероприятий. В отношении выявленных мероприятий и видов деятельности проведен предварительный анализ достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при их реализации, в ходе которого были выявлены области нормативного регулирования, которые подлежат развитию и совершенствованию в целях эффективной и своевременной реализации мероприятий Программы.

Исследования проводились по следующим направлениям: ­

  • анализ перечня мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года», и определение направлений исследования достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при их реализации;
  • анализ достаточности, непротиворечивости и обоснованности системы классификации удаляемых РАО по способу захоронения для целей обеспечения безопасности при их захоронении;
  • анализ достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

В результате проведенных исследований получен набор исходных данных для формирования плана мероприятий по совершенствованию требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в отношении объектов ядерного наследия, включая предложения по уточнению классификации удаляемых РАО по способу захоронения.

НТС по второму вопросу решает

  1. Принять к сведению информацию, представленную в сообщении.
  2. Одобрить работы, выполненные на 2-ом этапе НИР «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов, ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов»,
  3. Признать, что результаты выполненных исследований, представленные в отчете на выполнение НИР, соответствуют требованиям технического задания на выполнение НИР.

Заместитель председателя НТС: С.Н. Богдан;
Ученый секретарь: В.Ш. Плеханов.