Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ» от 17.03.2020

 

9 июня 2020

Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ» от 17.03.2020

По первому вопросу

Заслушав сообщение главного специалиста ООРД Коноплёва Дмитрия Викторовича, о предложениях по совершенствованию культуры безопасности на основе результатов самооценки учреждения, а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает:

В настоящее время развитие культуры безопасности, согласно международным документам, важно осуществлять не только эксплуатирующим организациям ОИАЭ, но и органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее – органы регулирования).

Подавляющее большинство органов регулирования стран участниц АЯЭ ОЭСР реализуют мероприятия по развитию культуры безопасности. К таким мероприятиям относятся:
    принятие Заявлений о политике в области культуры безопасности;
    реализация долгосрочных планов мероприятий и стратегий развития культуры безопасности.
Указанные мероприятия как правило разрабатываются на периодической основе самооценки культуры безопасности.

В июле 2018 года Ростехнадзор принял заявление о политике по культуре безопасности в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, где приоритетной задачей принято проведение самооценки культуры безопасности.

С целью проведения самооценки культуры безопасности ФБУ  «НТЦ ЯРБ» и подготовки к проведению самооценки в Ростехнадзоре в ФБУ «НТЦ ЯРБ» была проведена пилотная самооценка культуры безопасности в период с января по май 2019 года. Самооценка проводилась в соответствии с приказом ФБУ «НТЦ ЯРБ» от 31.01.2019 № 16 «О проведении и анализе пилотной самооценки культуры безопасности». В ходе проведения самооценки было опрошено 65 сотрудников ФБУ «НТЦ ЯРБ».

По результатам анализа анкетирования специалистов был выпущен отчет «Результаты оценки культуры безопасности ФБУ «НТЦ ЯРБ». В отчете проанализированы хорошие практики в области культуры безопасности, отмеченные в ходе анализа результатов самооценки, а также выявлены недостатки. Кроме того, в отчете отмечены предложения по реализации практики самооценки культуры безопасности в Ростехнадзоре.

Выполненный анализ результатов позволил разработать проект плана действий по развитию культуры безопасности ФБУ «НТЦ ЯРБ», который:

    направлен на устранение выявленных недостатков культуры безопасности;

    содержит конкретные действия со сроками реализации;

    предусматривает ряд действий, которые предлагается внедрить на регулярной основе;

    предусматривает проведение повторной самооценки культуры безопасности для определения эффективности действий.

На основе анализа результатов самооценки культуры безопасности был разработан опросный лист для проведения самооценки культуры безопасности Ростехнадзора, содержащий 100 вопросов.

Опросный лист позволяет оценить все пять принципов культуры безопасности, определенных в Заявлении о политике.

    лидерство в вопросах, связанных с безопасностью, проявляют руководители всех уровней;

    демонстрация приверженности безопасности и персональная ответственность своих работников и работников организаций научно-технической поддержки за качественное выполнение возложенных обязанностей по вопросам безопасности;

    сотрудничество, открытость и информационный обмен с организациями и предприятиями атомной отрасли и гражданами по вопросам регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

    комплексный подход к вопросам регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

    постоянное совершенствование регулирующей деятельности, извлечение уроков из собственного опыта и деятельности других органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов регулирования зарубежных стран, и самооценка культуры безопасности, поощряемые на всех административных уровнях управления.

НТС по первому вопросу решает:

1.    Рекомендовать к утверждению План действий по развитию культуры безопасности ФБУ «НТЦ ЯРБ» и реализовать предусмотренные планом действия (приложение).
2.    Рекомендовать НОО в срок до 25 июня 2020 г. подготовить проект письма в Ростехнадзор с предложениями по проведению семинара по культуре безопасности и по проведению самооценки культуры безопасности в Ростехнадзоре.

По второму вопросу

Заслушав и обсудив сообщение научного сотрудника ОБПТЦ Мишагиной Анны Сергеевны и старшего научного сотрудника ОБПТЦ Фелицына Максима Александровича о результатах оценки долговременной безопасности при захоронении РАО и ОЯТ для разных сценариев развития ЯТЦ,  а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает:

В целях формирования предложений для разработки новой долгосрочной стратегии развития атомного энергопромышленного комплекса в ФБУ «НТЦ ЯРБ» в 2018-2019 гг. была проведена НИР «Комплексный сравнительный анализ безопасности реализации открытого и замкнутого ядерных топливных циклов». В рамках НИР проведена оценка долговременной безопасности при захоронении радиоактивных отходов (далее – РАО) и отработавшего ядерного топлива (далее – ОЯТ)для разных сценариев развития ядерных топливных циклов (далее – ЯТЦ). Параметры сценариев ЯТЦ были предоставлены НИЦ «Курчатовский институт», также использовались данные, приведенные в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2017 № 1209-р.

На основе анализа отечественных и международных документов основным критерием для сравнения безопасности при реализации различных сценариев ЯТЦ в части обеспечения долговременной безопасности была выбрана дозовая нагрузка на население, обусловленная захоронением РАО и ОЯ.

Разработана методология оценки индивидуальных доз облучения населения, обусловленных выходом радионуклидов из пунктов захоронения РАО (далее – ПЗРО). Дозовые нагрузки определялись как сумма доз от каждого радионуклида (включая продукты его распада), важного для обеспечения долговременной безопасности. Всего было рассмотрено около 40 радионуклидов. Рассчитывались дозовые нагрузки от  ПЗРО следующих типов: пункта приповерхностного захоронения РАО, пункта глубинного захоронения РАО и хвостохранилища.

Для каждого радионуклида рассчитывалась доза от захоронения фиксированной активности (1 ТБк) в ПЗРО каждого типа, исходя из концентраций радионуклидов в воде в областях разгрузки подземных вод.

Оценка долговременной безопасности состояла из следующих этапов:

−    сбор и подготовка исходных данных;

−    анализ факторов, влияющих на эволюцию системы захоронения РАО;

−    разработка сценариев эволюции системы захоронения РАО для трех типов ПЗРО;

−    разработка камерных моделей миграции радионуклидов из ПЗРО с использованием аттестованного программного средства Ecolego 6.

Также проводилась оценка активности каждого радионуклида в РАО, образующихся на всех стадиях ЯТЦ в расчете на единицу произведенной электроэнергии (1 ТВт*ч(э)):

−    добыча урана карьерно-шахтным способом и способом подземного выщелачивания (РАО класса 6);

−    сублиматное производство, аффинаж, обогащение урана (РАО классов 3, 4);

−    производство ядерного топлива (РАО классов 3, 4);

−    эксплуатация АЭС (РАО классов 2, 3, 4);

−    переработка ОЯТ, с учетом технологий, реализованных и планируемых к реализации в промышленных масштабах до 2030 года на ФГУП «ПО «Маяк» и ОДЦ ФГУП «ГХК» (РАО классов 1, 2, 3, 4) или захоронение ОЯТ (для сценария открытого ЯТЦ).

Далее осуществлялось построение временных зависимостей суммарной дозы от всех радионуклидов для каждого ПЗРО и выявление основных дозообразующих радионуклидов (не более десяти). Для данных радионуклидов осуществлялся анализ неопределенностей полученных результатов, а на их основе – анализ неопределенности дозы от захороненных в ПЗРО отходов (или ОЯТ) в целом.
Получены индивидуальные дозы для ПЗРО разных типов от захоронения РАО/ОЯТ, образующихся при генерации 1 ТВт*ч(э), проведена оценка необходимого количества ПЗРО (по критерию индивидуальной дозы) от захоронения РАО при реализации разных сценариев ЯТЦ на период 2020-2070 годов.

Основные выводы из проведенной работы:

−    значения индивидуальной дозы от захоронения РАО (от всех стадий) и ОЯТ (для открытого цикла) на единицу выработанной электроэнергии при разных сценариях развития атомной энергетики сопоставимы;
−    если не учитывать разбавление подземных вод поверхностными водотоками, индивидуальные дозы от ПЗРО разных типов сопоставимы, но, учитывая особенности рассмотренного хвостохранилища, обусловленная им доза максимальна;
−    необходимо продолжение исследований для снижения неопределенностей моделей (натурные исследования для оценки интервалов изменений используемых параметров, использование 3-D моделей). Из всех типов ПЗРО наиболее актуальными представляются работы по обоснованию безопасности хвостохранилищ и пунктов приповерхностного захоронения РАО;
−    целесообразно начало разработки контейнеров для захоронения ОЯТ (при развитии элементов открытого ЯТЦ) и РАО классов 1, 2 (при развитии замкнутого ЯТЦ), отвечающих нормативным требованиям, с учетом исследований в подземной исследовательской лаборатории.

НТС по второму вопросу решает:

1.    Принять к сведению информацию о результатах оценки долговременной безопасности при захоронении РАО и ОЯТ для разных сценариев развития ЯТЦ, представленную в сообщении Мишагиной А.С. и Фелицына М.А.
2.    Рекомендовать ОБПТЦ разработать для Госкорпорации «Росатом» предложения по тематикам НИР, направленным на повышение уровня безопасности деятельности по обращению с РАО, образующимися при добыче урана.
Срок: II квартал 2020 г.
3.    Рекомендовать ОБПТЦ провести семинар (с привлечением работников предприятий Госкорпорации «Росатом» и организаций РАН), по вопросу о состоянии работ по разработке контейнеров для захоронения РАО классов 1 и 2 и планируемых исследованиях по данной тематике.
Срок: III квартал 2020 г.
4.    Рекомендовать ОБПТЦ разработать и направить в Ростехнадзор предложения по созданию методики оценки рисков при захоронении РАО.
Срок: III квартал 2020 г.