В первом полугодии 2013 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) продолжила работу по совершенствованию нормативно-правовой базы.
В результате был принят Федеральный закон от 04.03.2013 №22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В части снижения нагрузки на бизнес указанным Федеральным законом предусматривается:
1) исключение проведения плановых проверок соблюдения требований промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов низкой опасности (IV класс), сокращение их количества в отношении опасных производственных объектов средней опасности (III класс);
2) введение уведомительного порядка начала эксплуатации таких опасных производственных объектов;
3) исключение функции Ростехнадзора по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
4) исключение требования о проведении экспертизы промышленной безопасности документации на капитальный ремонт опасного производственного объекта;
5) сокращение количества оснований для изменения декларации промышленной безопасности;
6) возможность осуществления проектирования и эксплуатации опасных производственных объектов на основании индивидуальных требований, определяемых проектировщиком, с учетом особенностей применения инновационных технологий.
В целях реализации положений Федерального закона №22-ФЗ приняты разработанные Ростехнадзором постановления Правительства Российской Федерации №486 от 10.06.2013 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998г. №1371», №492 от 10.06.2013 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности», №526 от 21.06.2013 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», №536 от 26.06.2013 «О требованиях к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью». Внесен в Правительство проект постановления «О планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
В развитие новаций, введенных Федеральным законом №22-ФЗ, принят Федеральный закон от 02.07.2013 N186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях». Федеральный закон предусматривает исключение одной из наиболее коррупционно емких функции Ростехнадзора - утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности. При этом Федеральный закон №186-ФЗ предусматривает установление специальной административной и уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений промышленной безопасности, а также вводит ряд требований, обеспечивающих независимый характер экспертизы.
Ведется работа по переработке всего массива ведомственных актов в области промышленной безопасности. К ноябрю должна быть завершена подготовка 22 проектов федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, устанавливающих отвечающие измененному законодательству и современному уровню развития технологий требования безопасности по отдельным типам опасных производственных объектов.
В сфере горного надзора разработан законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», определяющий порядок подготовки и согласования планов развития горных работ, а также оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 03.07.2013.
В области использования атомной энергии приняты 2 федеральных закона (от 05.04.2013 №39-ФЗ и от 02.07.2013 №159-ФЗ), детализирующие регламентацию административных процедур при лицензировании. «Всего в 2013 году из разработанных Ростехнадзором проектов приняты 4 Федеральных закона, 8 постановлений Правительства Российской Федерации, 35 ведомственных нормативных правовых актов», - отметил заместитель начальника Правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев.
В частности, постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 №280 утверждено новое Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии. В Положении реализованы нормы Федерального закона от 30.11.2011 №347-ФЗ, касающиеся вопросов лицензирования, а также ряд предложений и рекомендаций Миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей деятельности в Российской Федерации, проведенной в 2009г.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 №362 установлены особенности технического регулирования в области использования атомной энергии. В постановлении реализован главный принцип регулирования безопасности при использовании атомной энергии – безусловный приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности (требования к продукции не могут противоречить требованиям по обеспечению безопасности объектов использования атомной энергии и деятельности в области использования атомной энергии).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №387 установлен порядок отнесения юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзором разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений». Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 13.03.2013.
Проводится общественное обсуждение двух подготовленных Ростехнадзором проектов постановлений Правительства РФ – «О порядке консервации и ликвидации (сноса) гидротехнических сооружений» и «О классификации гидротехнических сооружений».
Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 №610 впервые нормативно урегулирован порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора, включая определение предмета проверок.
Ведется работа по актуализации административных регламентов Ростехнадзора, в том числе - в целях решения поставленных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» задач.
Источник: Официальный сайт Ростехнадзора