В ходе 49-го заседания Комиссии по нормам безопасности МАГАТЭ (далее – КНБ) представители органов регулирования США (NRC), Франции (ASN), Германии (BMU) и Канады (CNSA) сообщили краткую информацию о мерах, предпринимаемых национальными регуляторами по обеспечению устойчивого регулирования в условиях пандемии.
Ниже приведены основные области, на которые регуляторы обращают особое внимание при планировании и осуществлении деятельности в сложившихся условиях:
- создание чрезвычайной группы реагирования и формализованного плана действий во внештатной ситуации. Многие регуляторы создали чрезвычайные группы внутри организаций в целях оценки эффективности функционирования регулятора в условиях кризисной ситуации, подготовки рекомендаций по трансформации деятельности, развитию коммуникации, а также независимой оценки состояния безопасности на объектах лицензиата. Кроме того, данными группами был рассмотрен вопрос взаимозаменяемости критически важного персонала, имеющего особые компетенции, а также полномочия для принятия регулирующих решений; разработаны соответствующие рекомендации по взаимозаменяемости.
- укомплектование персоналом. Все без исключения регуляторы отмечают строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, таких как: введение карантинных мер в отношении определенных лиц, использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции на рабочих местах с необходимостью перевода не менее 15%-30% сотрудников на дистанционную форму работы при сохранении функционирования критически важных функций органа регулирования. Рассматриваются сценарии продолжительного отсутствия незначительного числа работников на рабочем месте (не более 10-15 % от числа всех сотрудников) или непродолжительного отсутствия значительного числа работников (50 % и более) и компенсирующие меры, направленные на обеспечение устойчивого функционирования при любом сценарии. Должно также учитываться влияние возможного стресса и возросшей рабочей нагрузки на отдельных сотрудников, на их способность к качественному и своевременному выполнению работы.
- обеспечение защиты информации. Многие участники заседания отметили важность обеспечения защиты информации в условиях дистанционной работы, когда организация использует различные информационные платформы и открывает удаленный доступ к базам данных для широкого круга лиц, в том числе для лицензиата. Шифрование информации и авторизованный доступ к классифицированной информации являются основными инструментами обеспечения ее защиты.
- удаленная работа персонала и взаимодействие с лицензиатом в формате телеконференций. Многие участники высказались о готовности перевода сотрудников на дистанционную форму работы, что обеспечивается как на организационном, так и на техническом уровне. Было отмечено, что широкое применение различных цифровых систем совместно с эффективным управлением обеспечивают стабильную удаленную работу персонала, вовлеченного в разработку нормативных документов, экспертизу безопасности, выдачу разрешительных документов, информационный обмен с лицензиатом.
- внутренняя коммуникация. Участники КНБ отметили, что переход на дистанционную работу потребовал создания информационных платформ для поддержания внутренней коммуникации в условиях удаленной работы, а также для обеспечения эффективного взаимодействия с лицензиатом. Тем не менее требуется дальнейшая адаптация персонала к участию в проведении совещаний в режиме видеоконференции.
- инспекционная деятельность. Большинство участников отметили сокращение с начала развития пандемии общего количества инспекций в целях минимизации перемещения и физических контактов. Вместе с этим возросло количество удаленных инспекций - взаимодействий инспекторов с лицензиатом в режиме телеконференций, в то время как наиболее важные инспекции, которые предусматривают только физическое присутствие инспекторов на объекте, перенесены на более поздний срок (6-12 месяцев). Планирование инспекций осуществляется в зависимости от развития ситуации. Ряд регуляторов вносит изменения в порядок осуществления регулирующих инспекций.
- техническое обслуживание оборудования/перегрузка топлива на объектах лицензиата. Участники отметили отдельные сложности, с которыми сталкивается лицензиат при проведении работ по своевременному техническому обслуживанию и перегрузке ядерного топлива. Это связано с доступностью персонала на площадке, имеющего соответствующую квалификацию для выполнения определенных видов работ. Реальные сроки выполнения таких работ могут быть увеличены, а регулятор должен обеспечить возможность продления сроков, предусмотренных на выполнение работ.
Кроме того, участники отметили позитивную динамику по проведению вакцинации против Сovid-19 в своих странах и выразили надежду на скорейшее завершение пандемии.
Ученый Секретарь МАГАТЭ г-н Д. Делатр призвал участников КНБ продолжать направлять в МАГАТЭ обновленную информацию о национальном опыте регулирования ядерной безопасности в условиях пандемии COVID-19, которая размещается на сайте КНБ и доступна для рассмотрения всем участникам.
Отчеты, содержащие подробную информацию о мерах, реализуемых национальными регуляторами по обеспечению устойчивого регулирования в условиях распространения пандемии Covid-19 доступны по ссылке.